За содержание сочинения можно набрать 9 баллов, грамотность оценивается отдельно: суммируются ошибки, допущенные в изложении и сочинении, а затем выставляется балл за грамматическое и речевое оформление.
Разберемся в особенностях написания 3 сочинений.
Задание 9.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по предложенной цитате. Структура сочинения:
1. Вступление, в котором сформулирован тезис (цитата + ее объяснение);
2. Первый аргумент (пример из текста + комментарий к нему);
3. Второй аргумент (пример из текста + комментарий к нему);
4. Вывод.
Такое сочинение считается одним из самых сложных, так как ученик должен хорошо разбираться в лингвистике: знать понятия, которые изучались в школе. Ученикам, например, предлагают порассуждать о роли в письменной речи знаков препинания или о роли конкретных художественных средств (например, о роли эпитетов, сравнений и т.д.)
Клише:
I. Вступление
Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (филолога/ философа/ФИО), который писал: «…».
II. Основная часть
Попробуем разобраться в смысле этих слов…
Попробуем объяснить данное утверждение…
Это высказывание я понимаю так: …
Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
Высказывание лингвиста (имя, фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям…
Введение примеров
Моё рассуждение легко подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора).
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … текста.
Предложение … подтверждает мысль о том, что…
III. Заключение.
Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что…
Задание 9.2 – сочинение-рассуждение по предложенному фрагменту текста. Для аргументации необходимо использовать не менее двух примеров из этого текста.
Структура сочинения:
1. Тезис.
2. Аргумент — пример 1 + комментарий.
3. Аргумент — пример 2 + комментарий.
4. Заключение (по тезису).
Тезис – это мысль, которую нужно доказать, от формулировки тезиса будут зависеть аргументы. Аргумент – довод, приводимый в качестве доказательства тезиса, их должно быть два, оба из прочитанного текста. Комментарий – пояснение довода, аргумента. Заключение – вывод по тезису, умозаключение.
Клише:
I. Вступление
Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что…
Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
В этом отрывке автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так: …
II. Основная часть
Попробую доказать справедливость своего суждения.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям …
Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
III. Заключение.
Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что…
Задание 9.3 – сочинение-рассуждение, в котором нужно раскрыть смысл понятия. (Например, ответить на вопрос: Что такое дружба?)
Структура сочинения:
1. ВСТУПЛЕНИЕ (определение понятию+объяснение)
2. Пример из текста+пояснение к нему
3. Пример из текста+пояснение к нему
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Клише
Для вступления:
Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.
По моему мнению, … – это….
Я думаю, что … – это….
Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что
Для основной части:
Чтобы подтвердить сказаннное, обратимся к тексту.
В тексте ФИО можно найти пример, подтверждающий правильность моего определения (мысли или тезиса)
Примеры … можно встретить и в жизни.
Обратимся к тексту, в котором говорится о ….
В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества, сегодня) проблему.
Автор говорит…подчеркивает… размышляет… высказывает свое мнение… делает акцент….
Для заключения:
Таким образом,…
Итак,…
В заключение…
Как мы видим…
Подводя итог своим размышлениям, могу (хочу) сказать..