Она представляет собой величину временную и изменчивую, подверженную многим факторам как социальным, так и психологическим. Мотивация – это желание что-либо делать, готовность к работе. Мотивированный ребенок всегда энергичен и заинтересован в достижении новых учебных вершин. Но как же добиться такого результата и почему так важно мотивировать ребенка?
Отвечая на поставленные выше вопросы, необходимо отметить, что мотивация нужна всегда, но наиболее актуально развивать ее в младших и средних классах. Старшеклассники – уже сформированные личности, понимающие, что им нужно от жизни и как следует поступать для достижения выбранной цели.
Итак, мотивация необходима, потому что именно благодаря ей ребенок:
- стремится овладеть новыми знаниями и навыками;
- проявляет интерес к изучаемому предмету;
- выделяет занимательные факты при освоении материала, замечает закономерности;
- изучает ключевые идеи и принципы на глубоком, а не поверхностном уровне;
- понимает, зачем ему необходимо учиться, и ставит перед собой реальные цели.
При отсутствии мотивации или же мотивации внешней (метод поощрений и наказаний) вышеперечисленные пункты неактуальны, так как школьник в лучшем случае стремится лишь «показать» результат работы, а в худшем – вовсе игнорирует ее.
Мотивировать школьника необходимо также потому, что мотивация способствует развитию многих социально значимых аспектов:
- Коммуникативного
- Познавательного
- Мотива саморазвития
- Социального
- Мотива достижения результатов
Таким образом, мотивация необходима школьникам разных возрастов, потому что именно мотивированные ученики стремятся получить положительные эмоции от процесса обучения и развить свои умственные способности, осознают значимость получения новых знаний.