Полезные статьи

Мотивация и учащиеся

В современном мире все чаще звучит слово «мотивация». Именно ею объясняется желание или нежелание ребенка учиться, его активность в школе и отношение к образованию в целом. Мотивация – важнейшая составляющая обучения для школьников всех возрастов.

Она представляет собой величину временную и изменчивую, подверженную многим факторам как социальным, так и психологическим. Мотивация – это желание что-либо делать, готовность к работе. Мотивированный ребенок всегда энергичен и заинтересован в достижении новых учебных вершин. Но как же добиться такого результата и почему так важно мотивировать ребенка?

Отвечая на поставленные выше вопросы, необходимо отметить, что мотивация нужна всегда, но наиболее актуально развивать ее в младших и средних классах. Старшеклассники – уже сформированные личности, понимающие, что им нужно от жизни и как следует поступать для достижения выбранной цели.

Итак, мотивация необходима, потому что именно благодаря ей ребенок:

  • стремится овладеть новыми знаниями и навыками;
  • проявляет интерес к изучаемому предмету;
  • выделяет занимательные факты при освоении материала, замечает закономерности;
  • изучает ключевые идеи и принципы на глубоком, а не поверхностном уровне;
  • понимает, зачем ему необходимо учиться, и ставит перед собой реальные цели.

При отсутствии мотивации или же мотивации внешней (метод поощрений и наказаний) вышеперечисленные пункты неактуальны, так как школьник в лучшем случае стремится лишь «показать» результат работы, а в худшем – вовсе игнорирует ее.

Мотивировать школьника необходимо также потому, что мотивация способствует развитию многих социально значимых аспектов:

  • Коммуникативного
При наличии внутренней мотивации ребенок стремится занять определенное положение в классе: быть в хороших отношениях с ровесниками и учителями, получать одобрение окружающих или даже заслужить у них авторитет. Мотивированный ученик никогда не станет избегать одноклассников. Особенно ярко этот аспект проявляется в средней школе.

  • Познавательного
Этот аспект, пожалуй, наиболее значимый для родителей. Его суть заключается в том, что школьник стремится не просто принести хорошую отметку домой и получить похвалу или даже какую-либо награду, а желает узнать что-то новое, интересное. Важное место в жизни ученика занимает сам процесс получения информации, обретения знаний. В этом случае школьник сам желает выполнять основные и дополнительные задания, не нуждается в контроле со стороны родителей, он словно «горит» изучаемым предметом.

  • Мотива саморазвития
Школьник понимает, что полученные в процессе обучения знания помогают ему стать лучше, и стремится приобрести новые навыки и развить способности. Такой мотив чаще встречается у учащихся старших классов.

  • Социального
Ребенок четко осознает свою социальную роль, понимает, что является учеником, и стремится оправдать место в школьной иерархии. При развитом социальном аспекте авторитет учителя для ребенка непререкаем, благодаря чему в классе выстраиваются здоровые отношения, улучшается сам образовательный процесс.

  • Мотива достижения результатов
Ученики ставят перед собой реальную цель и стремятся достичь ее, используя различные средства. Значимость мотива достижения результатов заключается в том, что школьник учится не потому, что так надо, или потому, что так сказали родители, а по причине личной заинтересованности. Ученик, мотивированный на достижение успеха, активно «включается» в работу, стремится изучить все тонкости материала.

Таким образом, мотивация необходима школьникам разных возрастов, потому что именно мотивированные ученики стремятся получить положительные эмоции от процесса обучения и развить свои умственные способности, осознают значимость получения новых знаний.
Воспитание