Полезные статьи

Типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку

Ежегодно по завершении экзаменов ФИПИ проводит анализ типичных ошибок, которые учащиеся допускают на ЕГЭ по разным предметам. В этой статье разбираемся с типичными ошибками на ЕГЭ по русскому языку.

Итоги ЕГЭ по русскому языку 2020 в цифрах:

Средний тестовый балл - 71,68
На 81-100 баллов сдали 28,36% участников
1% участников не набрали минимальный балл
3963 человека сдали на 100 баллов

Ниже приведены те задания, в которых школьники допустили наибольшее количество ошибок.

  • Задание 7
Морфологические нормы. Здесь ребятам нужно запомнить много нормативных форм употребления. Так, например, ребята точно должны знать, какое окончание будет в словах "профессора" и "директора" или "профессоры" и "директоры".

  • Задание 9
Проверяет одно из самых долго изучаемых в школе правил – правописание гласных в корне слова. При выполнении задания важно уметь определять морфемный состав слова, а также отличать корень с чередованием от омонимичных корней с проверяемой или непроверяемой гласной. Иногда попадаются такие слова, что и подбор однокоренного проверочного слова вызывает трудности. Не каждый школьник догадывается, что слово прозорливый можно проверить словом зоркий, а отворить (дверь) – створка.

  • Задание 11
Правописание суффиксов разных частей речи. Это задание вызывает трудности, так как предполагает знание большого количества правил, которое сложно обобщить и систематизировать: у каждой части речи свои суффиксы, свои правила, которыми необходимо руководствоваться при написании слова. Кроме того, нужно запомнить те суффиксы, написание которых не зависит от правил, а также научиться отличать такие суффиксы от похожих.

Например:
Миндал…вый – завистл…вый
Ну вроде бы, что не так, запомнил суффикс -ЛИВ- и пиши его везде. Но не все так просто. В слове миндал…вый корнем будет миндал, а значит, суффикс либо –ИВ-, либо –ЕВ-, который зависит от ударения: без ударения пишем е – миндалЕВый. А вот в слове завистл…вый корень – завист, а значит, суффикс остается только –ЛИВ- – завистЛИВый.

  • Задание 12
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий и деепричастий. Это задание, в отличие от предыдущего, вполне по силам одиннадцатиклассникам, ведь все подчиняется четким алгоритмам, главное – действительно проверять себя правилами, а не просто расставлять буквы.

  • Задание 23
Функционально-смысловые типы речи. С повествованием, описанием или рассуждением смогли справиться только 50% ребят. В этом задании важно до конца разобраться, чем же отличатся друг от друга 3 типа речи, тогда проблем с выполнением точно не будет.

Кроме того, эксперты ФИПИ назвали самые частые орфографические ошибки в сочинении ЕГЭ:

1) написание гласных в личных окончаниях глаголов (строят, колют);
2) написание удвоенных согласных (килограмм, галерея);
3) ошибки в слитном, раздельном или дефисном написании слов (встарь, по-дорожному, красно-белый, в одиночку, поодиночке);
4) -Н- или -НН- в суффиксах прилагательных, причастий, наречий и существительных (золоченая монета, золоченная мною монета, ветреный день, безветренный день, документы изысканы, блюда изысканны и т.д.);
5) слитное и раздельное написание служебных и знаменательных слов-омофонов: тоже /то же, потому / по тому, чтобы / что бы и т.п.

При подготовке к ЕГЭ по русскому языку стоит особое внимание обратить именно на эти задания. Но, безусловно, этот список далеко не полный. При подготовке к ЕГЭ в «Школе ПифагорУМ» наши преподаватели укажут, на что нужно обратить особое внимание, а также помогут запомнить особо трудные моменты.


ЕГЭ