Этапы адаптации
Специалистами принято считать, что процесс адаптации ребёнка к школе состоит из трех основных этапов. На каждом этапе ребенок сталкивается с разными проблемами.
Первый этап «Ориентировочный» (две-три недели)
Ребёнок учится ориентироваться в новом пространстве. Он присматривается к новым условиям, изучает обстановку, знакомится с границами и правилами. Этот период считается одним из самых сложных, первоклассник часто напряжён и физически, и психологически. Реакции могут быть ярко окрашены и резки.
Второй этап «Неустойчивого приспособления» (две-три недели)
Это тот период, когда ребёнок начинает приспосабливаться. Он старается найти модель оптимального поведения в предложенных условиях. Для поиска этой модели ребенок затрачивает меньше сил, чем на первом этапе, поэтому реакции уже менее эмоционально окрашены.
Третий этап «Относительно устойчивое приспособление» (от пяти-шести недель до года)
На этом этапе школьник начинает чувствовать уверенность в выбранных формах поведения, они становятся устойчивыми, происходит окончательная оценка понятия «я – школьник, и что это значит».
Особенности адаптации ребенка к школе
Адаптационный период – это процесс физического и психологического приспособления ребенка к новым социальным условиям в рамках учебного учреждения и переход к систематическому школьному обучению.
По мнению психологов, первый класс – самый важный и трудный год в жизни ребенка. Если вовремя не заметить проблему, то у ребенка появятся проблемы с усвоением учебной программы, а также трудности с общением в новом коллективе.
Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем, ведь от дошкольника не требовалось дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время на физическую активность и отдых. В первом классе привычный режим меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия.
Трудности в период адаптации
Трудности, с которыми сталкиваются родители и школьники могут преследовать ребёнка вплоть до средней школы, поэтому очень важно вовремя их решать.
- Плохая успеваемость. Чаще всего эта проблема связана с завышенными требованиями родителей, а впоследствии приводит к тому, что у ребенка может сформироваться негативное отношение к учёбе в целом. Родителям необходимо всячески поддерживать ребенка и поощрять его успехи в учебе.
- Демонстративное непослушание. Чаще всего связано с уровнем избалованности ребёнка, если он привык быть в центре внимания, то он будет привлекать это внимание всеми способами и в школе. В данном случае следует временно лишить повышенного внимания, чтобы справиться проблемой.
- Вербализм. Это высокий уровень развития речи с задержкой мыслительных операций. Далеко не всегда высокое речевое развитие связано с развитым мышлением. Это ведет к систематическому неусвоению школьной программы. Правильным решением в данной ситуации будет усиленное внимание на развитие мыслительных процессов со стимуляцией к продуктивной деятельности.
Советы по облегчению адаптации к школе
Родители могут помочь ребенку справиться с адаптацией, для этого необходимо соблюдать несколько простых правил:
Правило №1: комфортные условия дома
От отношений в семье зависят спокойствие ребёнка и уверенность в себе. Если родители уважают личные границы, прислушиваются к мнению друг друга, обсуждают чувства и переживания, то и ребёнок будет знать, что его поймут и защитят в любой ситуации.
Правило № 2: адекватная самооценка
Необходимо научить ребенка правильно себя оценивать. Нельзя внушать детям, что они самые лучшие, так как в школе учителя и одноклассники не будут относиться к нему так же, как родители. А одноклассники могут проявить себя в каком-то деле успешнее.
Правило № 3: выстраивайте режим дня
Для школьника крайне важен правильно выстроенный режим дня. Конечно, он должен посещать уроки и выполнять домашние задания, но в его насыщенный день обязательно нужно вписывать ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также занятия, которые интересны самому ребенку: рисование, занятие спортом или музыкой и т.д.
Признаки завершения процесса адаптации:
- ребенок соблюдает правила поведения в школе;
- школьник без особого труда усваивает учебную программу;
- ребенок смог наладить контакт в новом коллективе;
- у первоклассника не возникает проблем с посещением школы: он с удовольствием ходит в школу.