Полезные статьи

Развитие образного мышления

Мышление – способность человека рассуждать, отражая действительность через слово, понятие, суждение, представление. По форме различают наглядно-образное, наглядно-действенное, абстрактно-логическое. Сегодня речь пойдет об образном виде мышления.

Образное мышление – это процесс познания, при котором формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект окружающей среды. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше, то есть образы извлекаются из памяти или создаются воображением.
Образное мышление очень важно для становления логического и вербального мышления, необходимых для успешного прохождения курса школьных дисциплин и последующего обучения профессии. Без образного мышления не обойтись представителям творческих специальностей (например, графическим дизайнерам). Кроме того, людям нетворческих профессий образное мышление тоже пригодится, обладая таким мышлением, человек имеет острый ум, широкий кругозор, а соответственно, легко располагает к себе людей. Как видим, образное мышление – важная составляющая личности, способная облегчить жизнь.

Как же развивать образное мышление?
Существует множество способов развития образного мышления, перечислим самые доступные:
  •  настольные игры (разрезные картинки, домино, объемные книги);
  •  творческие занятия: лепка, аппликация, рисование, вышивание;
  •  чтение детских книг, энциклопедий, журналов;
  •  загадки, ребусы;
  •  просмотр кинофильмов и мультфильмов об окружающем мире.
Всегда нужно помнить одно правило: когда мы занимаемся с ребенком, стараемся это делать в форме игры, только так ребенок не будет чувствовать дискомфорт и будет с удовольствием работать.

Игра «Найди детеныша»
Эта игра направлена не только на развитие образного мышления, но и на обогащение лексического запаса. Детям нужно воспроизвести образы только тех животных, которых они не могли видеть в жизни, а знакомились с ними по картинкам (жираф, бегемот, крокодил и т.д.). Родитель или учитель предлагает для рассмотрения картинки с изображением взрослых животных, ученик должен подобрать карточку с изображением детеныша. Для малышей можно использовать небольшое количество животных, а для детей постарше количество картинок можно увеличить, а животных усложнить.


Игра «Волшебный мешок»
Эта игра помогает закреплять образы предметов и мысленно воспроизводить их. В мешок складывают различные предметы и предлагают достать оттуда какой-то по определенным признакам. Для малышей можно подготовить их игрушки, признаки которых известны детям, например, маленький, мягкий, пушистый и с усами (кот). А ребятам постарше можно подкладывать незнакомые предметы.

Упражнение «Волшебные очки»
Эта игра учит группировать предметы по характерному для них признаку, закрепляя устойчивые образы в сознании. Взрослому нужно подготовиться: вырезать из плотной бумаги или картона очки, например, квадратные или овальные. Ребенок может сам выбирать очки или выполняет задание по указанию взрослого. В коробочку собираются все предметы, которые по форме похожи на форму очков.


Упражнение «Загадки»
Всем известные загадки – отличное упражнение, которое развивает образное мышление, формирует умение мысленно представить, а потом воспроизвести предмет по его характерным признакам. Начинать играть в загадки нужно как можно раньше, когда ребенок знакомится с окружающим миром.
Развитие ребенка