Психологическая готовность состоит из двух компонентов:
1. собственная активность ребёнка в стремлении получить знания
2. объективные показатели развития, которые указывают на то, что переход в статус школьника возможен.
Собственная активность ребёнка
1. Мотивационная готовность (наличие желания учиться; хорошее отношение к дошкольному обучению; развитые познавательные потребности, интерес к учебной деятельности).
2. Личностная готовность (умение действовать в соответствии с сознательно поставленной целью; адекватная самооценка; самостоятельность в учебно-игровой деятельности).
Объективные показатели развития ребёнка
1. Волевая готовность (умение ставить цель и понимать её; умение принимать решения, строить план и выполнять его; способность преодолевать трудности; умение контролировать своё поведение и оценивать результат своего действия).
2. Интеллектуальную зрелость (интерес к знаниям об окружающем мире; способность выстраивать речь и проговаривать учебные задачи; способность устанавливать связи между явлениями; умение концентрировать внимание; способность запоминать большой объём информации; умение ориентироваться в пространстве листа и числовом ряде; умение различать фигуру и фон, данное и искомое; умение воспроизводить образец).
3. Социальную зрелость (умение общаться со взрослыми в учебной деятельности; понимать и выполнять задания взрослых; умение сотрудничать со сверстниками, уступать им при необходимости; умение выполнять школьный режим и правила; способность самостоятельно решать простейшие проблемы, желание выполнять роль ученика).
4. Эмоциональную зрелость (отсутствие импульсивных реакций; способность длительное время выполнять задания).
Любой ребенок сталкивается с трудностями, когда начинается новый этап его жизни – школьное обучение. От того, насколько комфортно будет чувствовать себя первоклассник в школе, зависит его самочувствие и желание учиться. Поэтому очень важна психологическая готовность ребенка к школе.