Полезные статьи

Типичные ошибки на ЕГЭ по биологии

Ежегодно по завершении экзаменов ФИПИ проводит анализ типичных ошибок, которые учащиеся допускают на ЕГЭ по разным предметам. В этой статье разбираемся с типичными ошибками на ЕГЭ по биологии.

Итоги ЕГЭ по биологии 2020 года в цифрах:

158 000 учеников сдавали биологию.
Средний тестовый балл – 51,5.

Ниже приведены те задания, в которых школьники допустили наибольшее количество ошибок.

Экзамен по биологии состоит из нескольких блоков, рассмотрим по отдельности самые частые ошибки, которые допускали выпускники в различных блоках.

Биология как наука
В этом блоке невысокие баллы были получены по следующим темам:
  • Клеточная инженерия и методы, используемые в ней.
  • Тема селекции крупного рогатого скота.
  • Список живых организмов, у которых есть совпадение по уровням клеточной организации.

Жизненный цикл клетки
Многие выпускники допустили ошибки в заданиях на определение числа молекул ДНК после митоза по предлагаемому набору хромосом в клетке и в заданиях, посвященных характеристикам нуклеиновых кислот.

Кроме того, много трудностей вызывают задания на обмен веществ в клетке и её деление.

В разделе Жизненный цикл клетки следует уделить особое внимание следующим темам:
  • Метаболизм. Фазы митоза и мейоза.
  • Количество хромосом и молекул ДНК в клетках на разных фазах митоза и мейоза.
  • Соответствие между конкретными проявлениями обмена веществ и основными характеристиками этого процесса.
  • Грамотный анализ текста (важно уметь находить в тексте ошибочные утверждения, нуждающиеся в исправлении).

Организм как биологическая система
Больше всего затруднений у выпускников вызывают задания, связанные с генотипической и цитоплазматической изменчивостью. Правильно выполняют такие задания только 29,5% сдающих.

Система и многообразие органического мира
Ошибки были допущены при решении рисуночных тестов, только 20% учеников смогли верно определить тип нервной системы у позвоночных животных.
Учащиеся также с трудом определяют животных на рисунках и плохо знают отличительные признаки.
В заданиях с изображениями растений лишь 25% учеников дают верный ответ.

Человек и его здоровье
Больше всего трудностей вызвали задания по следующим темам:
  • принцип работы эндокринных желез;
  • строение глазного яблока;
  • характерные признаки колбочек, выполняющих роль зрительных рецепторов;
  • рефлекторная дуга и этапы возбуждения;
  • строение вегетативной нервной системы;
  • образование мочи в организме.

Эволюция живой природы
Больше всего трудностей вызвали задания по следующим темам:
  • Естественный отбор и его формы.
  • Преподавателям следует акцентировать внимание учащихся не на автоматическом заучивании теории, а на освоении анализа и осмыслении прохождения эволюционных процессов.
  • Покрытосеменные растения, которые заняли главенствующие позиции на Земле.
  • Единство органического мира.
  • Значение огня в антропогенезе.

Экосистемы и присущие им закономерности
Больше всего трудностей вызвали задания по следующим темам:
1. Биоценоз и работа со схемой о взаимосвязи между организмами.
2. Искусственные и естественные экосистемы, общие черты и различия.
3. Круговорот азота в биосфере.
ЕГЭ