Итоги ЕГЭ по биологии 2020 года в цифрах:
158 000 учеников сдавали биологию.
Средний тестовый балл – 51,5.
Ниже приведены те задания, в которых школьники допустили наибольшее количество ошибок.
Экзамен по биологии состоит из нескольких блоков, рассмотрим по отдельности самые частые ошибки, которые допускали выпускники в различных блоках.
Биология как наука
В этом блоке невысокие баллы были получены по следующим темам:
- Клеточная инженерия и методы, используемые в ней.
- Тема селекции крупного рогатого скота.
- Список живых организмов, у которых есть совпадение по уровням клеточной организации.
Жизненный цикл клетки
Многие выпускники допустили ошибки в заданиях на определение числа молекул ДНК после митоза по предлагаемому набору хромосом в клетке и в заданиях, посвященных характеристикам нуклеиновых кислот.
Кроме того, много трудностей вызывают задания на обмен веществ в клетке и её деление.
В разделе Жизненный цикл клетки следует уделить особое внимание следующим темам:
- Метаболизм. Фазы митоза и мейоза.
- Количество хромосом и молекул ДНК в клетках на разных фазах митоза и мейоза.
- Соответствие между конкретными проявлениями обмена веществ и основными характеристиками этого процесса.
- Грамотный анализ текста (важно уметь находить в тексте ошибочные утверждения, нуждающиеся в исправлении).
Организм как биологическая система
Больше всего затруднений у выпускников вызывают задания, связанные с генотипической и цитоплазматической изменчивостью. Правильно выполняют такие задания только 29,5% сдающих.
Система и многообразие органического мира
Ошибки были допущены при решении рисуночных тестов, только 20% учеников смогли верно определить тип нервной системы у позвоночных животных.
Учащиеся также с трудом определяют животных на рисунках и плохо знают отличительные признаки.
В заданиях с изображениями растений лишь 25% учеников дают верный ответ.
Человек и его здоровье
Больше всего трудностей вызвали задания по следующим темам:
- принцип работы эндокринных желез;
- строение глазного яблока;
- характерные признаки колбочек, выполняющих роль зрительных рецепторов;
- рефлекторная дуга и этапы возбуждения;
- строение вегетативной нервной системы;
- образование мочи в организме.
Эволюция живой природы
Больше всего трудностей вызвали задания по следующим темам:
- Естественный отбор и его формы.
- Преподавателям следует акцентировать внимание учащихся не на автоматическом заучивании теории, а на освоении анализа и осмыслении прохождения эволюционных процессов.
- Покрытосеменные растения, которые заняли главенствующие позиции на Земле.
- Единство органического мира.
- Значение огня в антропогенезе.
Экосистемы и присущие им закономерности
Больше всего трудностей вызвали задания по следующим темам:
1. Биоценоз и работа со схемой о взаимосвязи между организмами.
2. Искусственные и естественные экосистемы, общие черты и различия.
3. Круговорот азота в биосфере.