Наш мозг меняется на протяжении всей жизни, изменения также затрагивают интеллектуальные способности человека, скорость восприятия информации и качество усвоения полученных знаний. От возраста людей зависят функционирование различных областей мозга, выявление его сильных и слабых сторон и многое другое. Иными словами – в один период жизни обучение для человека становится простым и приятным процессом, а знания усваиваются без особых усилий, а в другой обработка информации требует особых умственных усилий.
НАИБОЛЬШАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, БЫСТРАЯ ОБУЧАЕМОСТЬ (0 – 12 ЛЕТ)
В момент рождения человека и в последующие несколько месяцев мозг еще не готов к работе, самая важная задача для него – адаптироваться к потоку новой информации, научиться осмыслять ее. Позже наш мозг начинает активно принимать входящие сигналы и перерабатывать их. Наибольшее значение в этом процессе играет получаемый ребенком опыт.
Опыт, приобретенный в так называемый «сензитивный» период (временной промежуток, когда человек наиболее восприимчив к информации) становится фундаментом для формирования определенных навыков и психологических особенностей поведения. К этому периоду нужно отнестись крайне ответственно, ведь если ребенок не получит опыта в какой-либо области, он навсегда может лишиться возможности развить некоторые способности в будущем. Именно поэтому большинство родителей записывают детей в различные секции в возрасте от 2-х до 10-ти лет.
Такое быстрое «впитывание» мозгом входящей информации объясняется наибольшей открытостью ребенка: дети не боятся ошибаться и начинать сначала, активно отрабатывают любой приобретаемый навык на практике и с охотой берутся за новое дело. Детский мозг наиболее пластичен и обладает «суперспособностью» к обучению, но следует помнить: негативный опыт, полученный в этот период, как и позитивный, неизбежно отразится на будущем человека.
ГОРМОНАЛЬНЫЙ ВСПЛЕСК И БУЙСТВО НЕЙРОНОВ (12-25 ЛЕТ)
Это известный всем «переходный» возраст. С 12 до 18-25 лет мозг подростка становится «необузданным» и «бурлящим» новыми идеями, не всегда носящими позитивный характер. С научной точки зрения, это объясняется тем, что деятельность сосредоточена преимущественно в лобных долях мозговой коры, которые в дальнейшем будут отвечать за планирование, самоконтроль и просчет последствий тех или иных поступков. В данный период мозг человека гибок и восприимчив, однако лучше всего приобретаемый опыт усваивается при активном участии в процессе. Подростки получают новую информацию и учатся благодаря собственным ошибкам. Конечно, необходимо контролировать деятельность человека, ограничивать его саморазрушительные позывы, но следует помнить: подобное поведение вызвано спецификой работы мозга в данный период.
ПРИВЫЧКИ И АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЙ (25 лет +)
После 25 лет мозг человека становится менее гибким к усвоению входящей информации. В этом возрасте мы можем заводить новые знакомства, получать определенные навыки и развивать свои способности в той или иной сфере, но процесс подобных действий усложняется и замедляется. К 25-ти годам мозг человека уже сформировал все необходимые нейронные связи и его задачей становится их постоянное поддержание с помощью практики.
На что же направлена мозговая деятельность в этот период? Существенная часть нашей жизни оказывается подчинена привычкам, формировавшимся на протяжении долгого времени. Они встречаются всюду: в быту, на работе, при выборе развлечений. Именно поэтому многие отмечают однообразие и стабильность данного периода.
Еще одной особенностью работы мозга после 25-ти лет становится рефлексия – склонность анализировать свои поступки и переживания, размышления о психологическом состоянии. Взрослый человек сосредоточен не на поиске нового эмоционального опыта или совершении открытий, а на анализе уже имеющихся способностей, совершенствовании заложенного ранее «фундамента».