Если школьник не хочет учиться, необходимо выяснить причины отсутствия желания, ведь за банальной ленью может скрываться множество проблем. Так, одной из таковых является «неправильная» мотивация со стороны родителей.
Мотивация – это стремление делать что-либо, достигать поставленной цели. Мотивы в обучении, как и любые другие, можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним мотивам обучения относятся оценки, материальное вознаграждение за успехи в учебе, престиж в классе, вынужденный долг, похвала и наказание.
Удовольствие от процесса учебы, желание стать лучше, стремление к успеху, понимание необходимости учиться и осознание роли учебы в жизни, использование обучения как возможности общения и познания мира – это аспекты внутренней мотивации.
Конечно же, для достижения наилучшего результата и закрепления его в будущем лучше сосредоточиться именно на внутренней мотивации. Привязанность к оценкам и другим внешним факторам может лишь усугубить ситуацию, увести школьника от реального понимания смысла обучения.
На отсутствие мотивации в учебе влияет не только концентрация на внешних мотивах. Необходимо уделить внимание типичным ошибкам, которые совершают родители школьников.
1. Подарки в обмен на хорошую успеваемость.
Минусы этого подхода очевидны: ребенок учится не ради личного развития и познания мира, его главной целью становятся именно подарки. Также у школьника со временем развивается потребность в вознаграждении за любую деятельность, учиться просто так он уже точно не захочет.
2. Слишком большая нагрузка.
Часто родители не задумываются о том, что секции и дополнительные занятия могут приносить не только пользу, но и вред. Стремление распределить время в графике учащегося максимально плотно, сосредоточивание лишь на продуктивности пагубно влияют на детскую психику. Вместо правильной мотивации и развития усердности родители могут получить полное отсутствие интереса ребенка как к учебе, так и к дополнительным занятиям и хобби.
3. Постоянное занижение самооценки школьника, программирование на неудачу.
Да, и к такому виду «мотивации» прибегают родители, считая, что напоминание о возможности «стать дворником, если не учиться» может дать положительный результат. Такой подход отнюдь не формирует в ребенке стремление идти вперед, а лишь приводит к занижению самооценки и желанию опустить руки.
4. Обман.
Иногда родители сообщают школьникам о «призрачных» наградах, результатах. Но такое поведение лишь способствует разрушению связи между взрослыми и детьми, ведет к отсутствию доверия во взаимоотношениях.
5. Мотивация успехом и статусом.
При таком подходе ребенок начинает учиться только ради престижа, положения в классе, а в дальнейшем – в обществе. В будущем истинные ценности сменяются ложными.
6. Отсутствие поддержки в кругу семьи.
Ребенку необходимо получать поддержку от взрослых как в моменты радости, так и в сложные периоды. Даже самые успешные ученики вряд ли смогут справиться с возникающими трудностями самостоятельно.
Самое главное во взаимоотношениях с ребенком – понимание, поддержка и отсутствие эмоционального давления. Только при таком подходе у родителя получится создать нужную мотивацию.