Полезные статьи

Неправильная мотивация

Вопрос мотивации всегда волновал родителей. Особенно остро он стоит сейчас, когда каникулы подходят к концу и приближается новый учебный год. Конечно, встреча со школой после длительной разлуки вдохновляет учащихся, ведь там их ждут друзья-одноклассники и любимые учителя, с которыми хочется как можно скорее поделиться впечатлениями о лете. Но важно понимать, что со временем эти яркие эмоции притупляются, а ребенок погружается в учебную рутину, снова сталкивается с серыми школьными буднями. Вот в этот момент проблема мотивации и выходит на первый план.

Если школьник не хочет учиться, необходимо выяснить причины отсутствия желания, ведь за банальной ленью может скрываться множество проблем. Так, одной из таковых является «неправильная» мотивация со стороны родителей.

Мотивация – это стремление делать что-либо, достигать поставленной цели. Мотивы в обучении, как и любые другие, можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним мотивам обучения относятся оценки, материальное вознаграждение за успехи в учебе, престиж в классе, вынужденный долг, похвала и наказание.

Удовольствие от процесса учебы, желание стать лучше, стремление к успеху, понимание необходимости учиться и осознание роли учебы в жизни, использование обучения как возможности общения и познания мира – это аспекты внутренней мотивации.

Конечно же, для достижения наилучшего результата и закрепления его в будущем лучше сосредоточиться именно на внутренней мотивации. Привязанность к оценкам и другим внешним факторам может лишь усугубить ситуацию, увести школьника от реального понимания смысла обучения.

На отсутствие мотивации в учебе влияет не только концентрация на внешних мотивах. Необходимо уделить внимание типичным ошибкам, которые совершают родители школьников.

1. Подарки в обмен на хорошую успеваемость.
Минусы этого подхода очевидны: ребенок учится не ради личного развития и познания мира, его главной целью становятся именно подарки. Также у школьника со временем развивается потребность в вознаграждении за любую деятельность, учиться просто так он уже точно не захочет.

2. Слишком большая нагрузка.
Часто родители не задумываются о том, что секции и дополнительные занятия могут приносить не только пользу, но и вред. Стремление распределить время в графике учащегося максимально плотно, сосредоточивание лишь на продуктивности пагубно влияют на детскую психику. Вместо правильной мотивации и развития усердности родители могут получить полное отсутствие интереса ребенка как к учебе, так и к дополнительным занятиям и хобби.

3. Постоянное занижение самооценки школьника, программирование на неудачу.
Да, и к такому виду «мотивации» прибегают родители, считая, что напоминание о возможности «стать дворником, если не учиться» может дать положительный результат. Такой подход отнюдь не формирует в ребенке стремление идти вперед, а лишь приводит к занижению самооценки и желанию опустить руки.

4. Обман.
Иногда родители сообщают школьникам о «призрачных» наградах, результатах. Но такое поведение лишь способствует разрушению связи между взрослыми и детьми, ведет к отсутствию доверия во взаимоотношениях.

5. Мотивация успехом и статусом.
При таком подходе ребенок начинает учиться только ради престижа, положения в классе, а в дальнейшем – в обществе. В будущем истинные ценности сменяются ложными.

6. Отсутствие поддержки в кругу семьи.
Ребенку необходимо получать поддержку от взрослых как в моменты радости, так и в сложные периоды. Даже самые успешные ученики вряд ли смогут справиться с возникающими трудностями самостоятельно.
Самое главное во взаимоотношениях с ребенком – понимание, поддержка и отсутствие эмоционального давления. Только при таком подходе у родителя получится создать нужную мотивацию.
Воспитание