Полезные статьи

Типичные ошибки на ЕГЭ по химии

Задание 30 проверяет умение составлять окислительно-восстановительные реакции. Из предложенного списка веществ учащимся необходимо выбрать окислитель и восстановитель, определить продукты реакции в соответствии с данными исходными веществами, составить электронный баланс реакции и на его основе расставить коэффициенты в уравнении.

Типичные ошибки, которые допускают учащиеся:
1. Названия веществ даны в письменном виде и учащиеся не всегда правильно пишут формулы исходных веществ, путают сульфат, сульфит, сульфид.
2. Неправильно определяют степень окисления элемента в соединении.
3. Неправильно определяют окислитель или восстановитель.
4. Неправильно подсчитывают количество отданных или принятых электронов.
5. Такие обозначения степеней окисления как N5+ или Са 2+ (сначала цифра, а затем знак) считаются неверными.

Задание 31 проверяет усвоение важных элементов содержания: «Реакции ионного обмена». Из предложенного перечня веществ нужно выбрать вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена, которая протекает между электролитами в направлении связывания ионов. Необходимо записать молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения. Обычно к этим реакциям относятся реакции обмена.

Типичные ошибки:
1. Названия веществ даны в письменном виде и учащиеся не всегда правильно пишут формулы исходных веществ, следовательно, неверно пишут уравнение реакции.
2. Неправильно определяют заряд иона.
3. Неправильно обозначают заряд иона, т.е. вместо 2+ пишут +2.

Задание 32 проверяет знание генетической взаимосвязи неорганических веществ различных классов.

Типичные ошибки:
1. Учащиеся не знают химические свойства и получение классов неорганических соединений.
2. Неправильно пишут продукты гидролиза бинарных соединений (нитриды, гидриды, карбиды и т.д.).
3. Не учитывают гидролиз образовавшейся соли при взаимодействии двух солей в растворе.
4. Не учитывают разницу в продуктах реакции при взаимодействии соединений цинка и алюминия в растворе и в расплаве.
5. Не знают продукты взаимодействия и изменение цвета раствора соединений хрома и марганца в различной среде.

Задание 33 проверяет знание генетической взаимосвязи органических веществ различных классов. 

Типичные ошибки:
1. Учащиеся не используют структурные формулы веществ.
2. Вместо уравнений реакций используют схемы реакций.
3. Не расставляют коэффициенты в уравнении.
4. Записывают продукты, не соответствующие условиям протекания реакций.

В задании 34 были предложены задачи по теме «Растворы» с использованием понятия «растворимость».

Типичные ошибки:
1. Неправильно составляют уравнения реакций.
2. Не усвоили понятие «растворимость».
3. Невнимательно читают условие задачи («раствор разделили на две части»), но не на две равные части.
4. При нахождении массы раствора не учитывают массы веществ, выпавших в осадок или выделившихся в виде газа.
5. Неправильно находят массу оставшегося после реакции вещества.
6. Не пишут единицы измерения.

Итак, в экзаменационных заданиях по химии выпускники чаще всего допускают следующие ошибки:

1. Не проверяют наличие кислорода в органическом веществе.
2. Неправильно составляют структурную формулу вещества.
3. Неправильно пишут уравнение реакции.
4. Грубо или неверно округляют числа.
5. Не расставляют коэффициенты в уравнении или пропускают формулы побочных продуктов реакции.
ЕГЭ