Полезные статьи

Узнаем больше о своем ребенке: типы личности школьников

Мы часто замечаем сходства между людьми, узнаем знакомые черты характера и привычки. И это неслучайно. Согласно исследованиям в области психологии и психоанализа, выделяется несколько типов личности. Зная, каким из типов личности обладает школьник, можно значительно повысить качество педагогического процесса. При учете психических особенностей и индивидуальных черт характера проще найти подход к учащемуся.

Итак, следует выделить несколько основных типов характера учащихся:


Интровертированный тип личности
Такие школьники замкнуты внешне и внутренне, отгорожены от других людей. Им сложно вступить в контакт с окружающими, наладить эмоциональную связь. Также подобные люди отличаются эгоизмом и часто считают себя уникальными, непохожими на других. Интроверты, как их принято называть, ценят свои навыки и умения, даже видят «гениальность». В учебе и профессиональной деятельности эти школьники высоко себя оценивают. Но следует отметить, что собственной оценки им вполне достаточно, стремления к соревнованиям, конкурсам или лидерству они не испытывают. Трудовую дисциплину интроверты обычно не нарушают: работают спокойно, размеренно, следую учебному плану. У таких людей нет проблем с успеваемостью, но могут быть трудности с работой внутри коллектива, так как они максимально самостоятельны, закрыты и погружены в свой внутренний мир.

Экстравертированный тип
Данный тип личности прямо противоположен интровертированному. Школьники-экстраверты стремятся к лидерству, любят руководить процессом и не терпят критики со стороны. Они не признают однообразную работу, могут иметь проблемы с трудовой дисциплиной. Свои неудачи экстраверты «сваливают» на других. Такие люди с удовольствием участвуют в организаторской деятельности, трудятся в коллективе, но бывают вспыльчивыми и резкими с одноклассниками. Свое мнение ставят выше мнения окружающих, всегда считают себя правыми.

Конформный тип личности
Самая главная отличительная черта таких школьников – стремление к хорошим отношениям с окружающими и избегание разного рода конфликтов. Эта положительная особенность может и усложнить жизнь ученика: за желанием быть приятным каждому часто скрываются «соглашательская» политика, излишняя уступчивость и отсутствие собственного мнения. У таких школьников практически никогда не бывает проблем с успеваемостью, так как они с радостью идут навстречу учителю и усваивают материал. Но и каких-либо индивидуальных особенностей и творческих достижений не отмечается, учащиеся выполняют работу «как все» и не стремятся к лидерству.

Неустойчивый тип личности
Равнодушие, отсутствие инициативы и скрытность – слова, которыми можно описать данный тип личности. Такие учащиеся безразличны к одноклассникам, образовательному процессу и даже собственным трудовым достижениям. Часто они имеют высокое мнение о себе, из-за чего склонны вступать в мелкие конфликты. Школьники, обладающие неустойчивым типом личности, не стремятся к повышению профессиональных навыков, но беспокоятся за свое благополучие и здоровье. Часто меняют мнение, непостоянны. Для них характерны импульсивные действия, могут быть нарушения с дисциплиной.

Эмоционально-неуравновешенный тип
Такие учащиеся обладают повышенной утомляемостью, часто отмечают плохое самочувствие, из-за чего снижается продуктивность. Они предпочитают спокойную, однообразную деятельность, лучше работают самостоятельно, а не в коллективе. Убеждены, что их недооценивают, и могут впасть в апатию или депрессию, если испытывают ряд неудач. Такие школьники безынициативны, не стремятся стать лидерами, так как не уверены в своих силах. Они очень эмоционально переживают неудачи, более пессимистичны, чем оптимистичны. Предпочитают уединение большим компаниям.

Лабильный тип личности
Главная черта таких учащихся – резкая смена настроения. Неудачи и плохие отметки подавляют их, из-за чего резко ухудшается самочувствие. Успехи в учебе окрыляют и мотивируют. Школьники, обладающие лабильным типом личности, отличаются трудоспособностью и склонностью к творческой деятельности, инициативностью и желанием работать в коллективе. Однако все эти положительные черты «стираются» при виде сложностей. Учащиеся становятся способными на импульсивные поступки, часто вступают в конфликты.

Демонстративный тип личности
Учащиеся стремятся занять лидирующие позиции, достичь успеха в учебной деятельности, но это обусловлено их желанием быть в центре внимания, повышенным эгоцентризмом. Такие школьники склонны к фантазированию и пустословию, но в то же время охотно соревнуются и достигают реальных высот. Оптимистичны, верят в свои способности.

Как уже говорилось выше, данные знания о типах личности можно успешно применять в процессе воспитания школьника. Благодаря этой информации родители смогут найти более верные «рычаги управления», улучшат отношения с ребенком и начнут понимать причины тех или иных его поступков.
Воспитание