Полезные статьи

ОГЭ по истории

Задание 21 нацелено на проверку умения устанавливать и объяснять причинно-следственные связи. Задание состоит из двух частей: экзаменуемый сначала должен выбрать из списка причину (предпосылку, последствие) указанного в задании события (процесса), а затем объяснить, как выбранное положение связано с этим событием (процессом). При оценивании ответов проверяющий сначала устанавливает, правильно ли выбрана причина (предпосылка, последствие). Если выбор сделан неверно, то за выполнение задания выставляется 0 баллов. Если выбор сделан верно, то эксперт должен оценить, правильно ли дано объяснение связи выбранного положения с указанным в задании событием (процессом).

Рассмотрим пример:

Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) начала проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.?
– неудачное завершение русско-японской войны
– покушение Д.В. Каракозова на императора Александра II
– неудачи России в Крымской войне
– создание организации «Народная воля»

Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом проведения в России Великих реформ 1860–1870-х гг.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный ответ: неудачи России в Крымской войне;
2) объяснение, например: поражение в Крымской войне продемонстрировало экономическое отставание России от сильнейших европейских держав. Причиной этого отставания было существование крепостного права, которое создавало нехватку рабочей силы, препятствовало повышению эффективности труда и тем самым сдерживало развитие промышленности. В результате поражения правящая верхушка осознала необходимость отмены крепостного права, что, в свою очередь, привело к необходимости других реформ.

(Может быть приведено другое, близкое по смыслу объяснение).

Наиболее распространённая ошибка экзаменуемых при выполнении заданий 21 состоит в том, что некоторые логические звенья в цепочке рассуждений «теряются», а это ведёт к потере логики всего ответа. Чтобы заметить эту «потерю», можно выстроить логическую цепочку, в которой будут представлены все необходимые звенья. Например, для данного выше задания эта цепочка будет выстроена следующим образом: неудачи России в Крымской войне → понимание правящими кругами слабости России в определённых сферах, связанных с ведением войны → осознание губительной роли крепостного права для развития этих сфер → реформы. Два промежуточных звена (первое и последнее указаны в задании, они будут присутствовать в ответе по необходимости) обязательно должны быть в какой-либо формулировке представлены в ответе. Выстроив подобную логическую цепочку, можно правильно ответить на данное задание.
ОГЭ