ФИПИ ежегодно называет основные ошибки, которые наиболее часто встречаются в работах школьников.
Ошибки по критерию № 1 «Соответствие теме»:
- непонимание формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса (школьники часто расширяют содержание работы до уровня тематического направления без учета конкретного аспекта, заявленного в теме);
- неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло, а следовательно, отход от темы сочинения.
Ошибки по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»:
- неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания;
- неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей;
- искажение литературных текстов и фактические ошибки:
- неточное воспроизведение книжных источников: «Главным героем романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого является Николай Ростов».
- Ошибки в воспроизведении имен собственных: «Чадский выступает против фамусовного общества».
- Ошибки в воспроизведении дат, веков: «А.С.Пушкин — великий поэт и писатель 18-го столетия».
- Ошибка в фоновом материале. В романе Н.В. Гоголя «Мертвые души…».
Ошибки по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения»:
- непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки;
- отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением;
- отсутствие связи между основными частями сочинения;
- вывод часто содержит новый тезис, который не относится к данному сочинению;
- отсутствие вывода.
Ошибки по критерию № 4 «Качество письменной речи»:
- низкое качество речи;
- ошибки в процессе переписывания и проверки сочинения.
Наиболее распространенные речевые ошибки:
- употребление слова в несвойственном ему значении: Костер все больше распалялся, пылал.
- употребление иностилевых слов, речевые штампы: В данном тексте автор поднимает проблему милосердия.
- неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксическихконструкций: Автор – умничка и достойно раскрыл тему.
- смешение лексики разных исторических эпох; Швабрин решил подставить Гринева и накатал на него донос.
- употребление лишнего слова: Золушка, спускаясь вниз, потеряла туфлю.
- нарушение лексической сочетаемости слов: Кабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведной женщиной.
Ошибки по критерию № 5 «Грамотность»:
- обратить внимание на сомнительные орфограммы и проверить их либо обратиться к орфографическому словарю;
- определить места возможных пунктуационных ошибок, которые легко обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.
Несколько советов:
1. Читайте
От того, насколько велик ваш литературный багаж, будет зависеть результат итогового сочинения. Чем больше вы прочитали книг, тем проще будет справиться с работой. Найдите универсальные списки произведений по направлениям итогового сочинения и начните читать заранее, не откладывайте до последнего.
2. Ведите читательский дневник
Заведите тетрадь или блокнот с красивой обложкой и начните его заполнять. Прочитайте произведение, а потом запишите в дневник:
ФИО автора;
имена основных персонажей;
краткую характеристику героев с цитатами;
тему произведения;
основные мысли после прочтения.
3. Проверяйте чужие сочинения
Найдите в интернете сочинения прошлых лет, которые получили разные баллы. Разберите, как они написаны.