Полезные статьи

Типичные ошибки при написании итогового сочинения

Итоговое сочинение – работа, которую все одиннадцатиклассники традиционно пишут в декабре. «Зачет» за данную работу позволит ученикам получить допуск к ЕГЭ, а в некоторых вузах за сочинение можно получить дополнительные баллы при поступлении (эту информацию можно уточнить в приемной комиссии вуза или на сайте университета).

ФИПИ ежегодно называет основные ошибки, которые наиболее часто встречаются в работах школьников.

Ошибки по критерию № 1 «Соответствие теме»:
  • непонимание формулировки темы и недостаточное внимание к ракурсу постановки вопроса (школьники часто расширяют содержание работы до уровня тематического направления без учета конкретного аспекта, заявленного в теме);
  • неумение выявить ключевые слова в формулировке вопроса, чтобы направить свои рассуждения в правильное русло, а следовательно, отход от темы сочинения.


Ошибки по критерию № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»:
  • неумение сформулировать главную мысль сочинения и последовательно доказать ее в основной части высказывания;
  • неудачный подбор литературного материала для аргументации своих мыслей;
  • искажение литературных текстов и фактические ошибки:
  • неточное воспроизведение книжных источников:  «Главным героем романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого является Николай Ростов».
  • Ошибки в воспроизведении имен собственных: «Чадский выступает против фамусовного общества».
  • Ошибки в воспроизведении дат, веков: «А.С.Пушкин — великий поэт и писатель 18-го столетия».
  • Ошибка в фоновом материале. В романе Н.В. Гоголя «Мертвые души…».

Ошибки по критерию № 3 «Композиция и логика рассуждения»:
  • непродуманность структуры и композиции сочинения, логические ошибки;
  • отсутствие смысловых связей между основными частями сочинения, особенно между вступлением и заключением;
  • отсутствие связи между основными частями сочинения;
  • вывод часто содержит новый тезис, который не относится к данному сочинению;
  • отсутствие вывода.

Ошибки по критерию № 4 «Качество письменной речи»:
  • низкое качество речи;
  • ошибки в процессе переписывания и проверки сочинения.

Наиболее распространенные речевые ошибки:
  • употребление слова в несвойственном ему значении: Костер все больше распалялся, пылал.
  • употребление иностилевых слов, речевые штампы: В данном тексте автор поднимает проблему милосердия.
  • неуместное использование эмоционально окрашенных слов и синтаксическихконструкций: Автор – умничка и достойно раскрыл тему.
  • смешение лексики разных исторических эпох; Швабрин решил подставить Гринева и накатал на него донос.
  • употребление лишнего слова: Золушка, спускаясь вниз, потеряла туфлю.
  • нарушение лексической сочетаемости слов: Кабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведной женщиной.

Ошибки по критерию № 5 «Грамотность»:
  • обратить внимание на сомнительные орфограммы и проверить их либо обратиться к орфографическому словарю;
  • определить места возможных пунктуационных ошибок, которые легко обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.

Несколько советов:
1. Читайте
От того, насколько велик ваш литературный багаж, будет зависеть результат итогового сочинения. Чем больше вы прочитали книг, тем проще будет справиться с работой. Найдите универсальные списки произведений по направлениям итогового сочинения и начните читать заранее, не откладывайте до последнего.

2. Ведите читательский дневник
Заведите тетрадь или блокнот с красивой обложкой и начните его заполнять. Прочитайте произведение, а потом запишите в дневник:

ФИО автора;
имена основных персонажей;
краткую характеристику героев с цитатами;
тему произведения;
основные мысли после прочтения.

3. Проверяйте чужие сочинения
Найдите в интернете сочинения прошлых лет, которые получили разные баллы. Разберите, как они написаны.
ЕГЭ