Полезные статьи

Как распознать дислексию?

Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Проще говоря, дислексия – это врождённое расстройство, при котором ребенку трудно читать. Человек с дислексией может путать окончания, переставлять слова, не сопоставлять буквы со звуками. 

Многие известные личности страдали дислексией. Альберт Эйнштейн и Ганс Христиан Андерсен испытывали трудности с чтением. Это расстройство не влияет на умственные возможности, но оказывает большое влияние на процесс обучения, ведь обучение строится на чтении большого количества информации. Многие дислексики в школе страдают от насмешек одноклассников, а иногда и от постоянных наказаний родителей, которые не понимают, почему их ребенок не может научиться читать и писать.

Дислексики воспринимают текст по-другому: для них это не набор символов, а визуальные образы, то есть вместо слов такие люди видят картинки. Слова, которые не вызывают зрительный образ, дислексик пропускает. Именно поэтому пересказ для ребенка становится невыполнимой задачей (попробуйте пересказать картинки, которые возникают еще и непоследовательно). Часто дислектики меняют буквы или цифры местами: например, решая задачу «5 + 5 », в ответе запишут «01» вместо «10».

Разберемся подробнее, как распознать дислексию и как помочь ребенку с таким расстройством.

1. Обратите внимание на трудности с чтением.
Дислексия у детей диагностируется в том случае, если они отстают от сверстников в обучении чтению или читают значительно хуже сверстников. Проблемы с чтением могут включать:
  • Ребенок не может соотнести буквы со звуками.
  • Ребенок путает короткие слова.
  • У школьника остаются ошибки при чтении и письме даже после того, как ему показали правильное произношение и написание слова. Например: ребенок путает написание букв (ц – щ – ш); ребенок читает слова наоборот (кот - ток); ребенок переворачивает буквы (е – э); ребенок заменяет слова при чтении.
  • Ребенку нужно прочитать небольшой текст несколько раз, чтобы осмыслить его.

2. Обратите внимание на речь ребенка. 
  • У ребенка могут возникать проблемы с пониманием быстрых инструкций.
  • Ребенку сложно запомнить услышанную информацию.
  • Ребенок может составлять неправильные или неполные предложения.
  • Неясность речи: ребенок подбирает неверные или похожие слова (вместо абонент-абонемент).
  • Ребенку трудно подобрать рифму к слову.

3. Обращайте внимание на физические симптомы. 

  • Неумелое обращение с письменными принадлежностями.
  • Проблемы с написанием слов или неразборчивый, неаккуратный почерк.
  • Сложности при игре с мячом.
  • Неразличение левой/правой стороны, верх/низ.

4. Обратите внимание на эмоциональные или поведенческие признаки.
Дети с дислексией часто могут чувствовать себя менее умными, ведь они отличаются от своих сверстников.
  • Ребенок становится замкнутым и не хочет общаться с другими детьми.
  • Ребенок испытывает беспокойство.
  • Ребенок может плохо себя вести.

5. Следите за попытками избегания конкретных действий.
Дети и подростки с дислексией пытаются избегать ситуаций, когда они должны читать, писать или говорить в присутствии окружающих: сверстников, учителей, родителей.
  • Дети могут выдумывать различные отговорки, чтобы избежать публичных выступлений.
  • Ребенок откладывает выполнение домашнего задания.


Как обучать ребёнка с дислексией

Главное, родители должны понимать, что ребёнок с дислексией – вовсе не глупый и не непослушный, у него такие же интеллектуальные способности, как и у других детей. Ему просто тяжелее даётся чтение и письмо.

Конечно, в первую очередь, необходимо обратиться к врачу. Если вы заметили какие-то симптомы, обращайтесь к терапевту, а дальше он назначит необходимые исследования. Кроме того, важно рассказать об этом учителю, если педагог не будет учитывать его особенности, то плохие оценки неизбежны. Кроме того, ребенок может подвергаться насмешкам со стороны одноклассников.

Дислексику, безусловно, необходимо повышенное внимание родителей и особый подход к учебе. Программу для обучения ребенка с дислексией разрабатывают психологи и логопеды. В традиционной школе очень сложно создать необходимые дислексику условия обучения, ведь классы обычно большие, равняются в таких классах на «среднего» ученика. Решить данную проблему можно с помощью индивидуального подхода к ребенку, учета особенностей его восприятия, а также развития тех сфер, которые дислексику даются лучше.
Воспитание